Версия для слабовидящих

МДОУ – детский сад № 16 «Малышок»

Лауренчикене Людмила Николаевна

Должность:
Педагог-психолог

Награды и почетные звания:
Грамота Комитета образования города Серпухов

Уровень образования:
высшее профессиональное

Квалификационная категория:
Первая

Стаж работы по специальности:
18

Дополнительная информация:

Наименование направления подготовки и(или) специальности - учитель-логопед, психолог;.

Повышение квалификации - МОУ ДПО "Учебно-методический центр", 2016 г. Школа семьеведения. Актуальные вопросы семейного воспитания в соответствии с ФГОС"

 

 

Сообщение к
родительскому собранию
группы раннего возраста

Тема «Развитие речи детей первой младшей группы»

 

Подготовила и провела

педагог-психолог МДОУ

Лауренчикене Л.Н.


1. Почему не всегда молчание-золото.

По наблюдением специалистов, число детей с задержкой речевого развития, к сожалению, год от года не уменьшается, а растет.

Абсолютно здоровых детей рождается все меньше. Любая родовая травма, хроническое заболевание или слабая сопротивляемость организма, в результате чего ребенок часто болеет, могут повлиять на его общее развитие. В первую очередь страдает речь.

Способность к овладению речью реализуется лишь в процессе общения со взрослыми. Важно, чтобы у малыша вовремя сформировалась речь, так как ее задержка сказывается и на интеллектуальном развитии маленького человека.

Маленькие молчуны труднее адаптируются в детском коллективе — они все больше замыкаются в себе,отказываются вступать в общение вообще.


2.Речь в своем становлении проходит несколько этапов.

1.Подготовительный— от рождения до появления первых осознанно сказанных слов (примерно до года);

2.Самостоятельный— ребенок активно говорит, строит фразы и предложения.

 

Подготовительный этап включает крик,гуление, лепет. В годовалом возрасте малыш произносит 6-10 слов. Понимание слов в 10 раз больше. Он понимаетот 60 до 100 слов.

Второй год — период активного становления самостоятельной речи. Ребенок начинает ходить, знакомится с огромным количеством предметов. У него появляются сокращенные слова, которые понимает лишь мама и папа. Это «автономная речь».

Постепенно к двум годам количество правильно произносимых слов увеличивается. Происходит «лексический взрыв» -ребенок начинает активно использовать слова, которые находились в пассивном,понятийном словаре.

Следует обратить внимание на важный факт. Фразы и предложения формируются лишь тогда, когда ребенок овладевает достаточным количеством глаголов. Первые предложения включают в себя слова,которые грамматически не согласуются друг с другом.

Мы подошли к началу третьего года жизни. Слова постепенно становятся правильными, используется форма множественного числа. В два с половиной года у ребенка появляются первые сложные предложения. Активный словарь достигает 300 слов. Появляются первые вопросы «Где?», «Куда?»

Таким образом, к трем годам мы получаем устойчивую фразовую разговорную речь, в которой присутствуют и существительные,и прилагательные, и глаголы. Есть и связки — частицы и предлоги. Речь к трем годам разборчива, но допускаются искажения или отсутствие шипящих, свистящих исонорных звуков.


3. Причины нарушения речи.

Сейчас часто приходится сталкиваться стем, что при нормальном слухе и интеллекте ребенок в два, два с половиной годане говорит.

К неблагоприятным факторам социализации относят:

· недостаток эмоционального и речевого общения взрослого с ребенком;

· гиперопека, когда каждое желание малыша выполняют даже без его просьб;

К факторам индивидуального развития относят особенности темперамента. Флегматики говорят позже и медленнее сверстников-сангвиников или холериков.

К органическим факторам относят:

· инфекции в период внутриутробного развития, асфиксии;

· родовые травмы (особенно из-за неумелого наложения щипцов или неправильныхдействий акушера); кесарево сечение, стимуляция родов, затяжные илистремительные роды, рождение недоношенных и переношенных детей, а такжемаленькие или слишком крупные дети.

· В период первого года жизни также очень опасны травмы головы и спины,связанные с падением, обострение хронических заболеваний, частые простуды,хирургические вмешательства.


4. Условия для возникновения речи.

· Активное общение ребенка и взрослого. Очень важно эмоционально показывать заинтересованность в общении, выделяя интонационно наиболее важные слова в речевом потоке.

· Обеспечение полноценным сенсорным опытом. Ребенок должен исследовать всевокруг, все предметы и объекты, которые возможны в его поле, при условии, что они безопасны. К сенсорному опыту относят и игрушки, воздействующие на все органы чувств: красочные, звучащие, с различными поверхностями, заводные,крутящиеся, движущиеся. К отдельной группе относят игрушки дидактические:пирамидки, вкладыши, матрешки, конструкторы и пр.


· Пальчиковые игры. Игры, развивающие мелкую моторику руки, стимулируют и развитие речевых центров. К таким играм можно отнести и пассивный массаж ладошек, и движения ладошками и пальчиками под слова потешек. В дальнейшем хорошо разовьют руку шнуровки и мозаики, рисование и лепка, игры с песком,водой, природным материалом.


· Культура речи взрослого. Взрослый должен проговаривать все, что он делает вместе с ребенком. Одеваете на прогулку, называйте свои действия и предметы одежды. Разговаривайте простым языком, без сюсюкания, короткими, понятными предложениями. Подбирайте сказки, стихи, песенки, потешки по возрасту, с понятным открытым смыслом, доступными пониманию ребенка персонажами.


5.Если ребенок не заговорил к трем годам, это повод для обращения к специалисту.

· Прежде всего стоит посетить хорошего невропатолога. Если необходимо, он назначит лечение.


· По его рекомендации следует посетить и логопеда. Можно научиться делать логопедический массаж и артикуляционную гимнастику, которую порекомендует логопед. Постановкой звуков в три- четыре года заниматься рано — еще несовершенен речевой аппарат. Но готовить язык, губы, небо, связки, легкие к произнесению звуков можно и нужно.


· Если с ребенком занимается специалист, дома обязательно закрепляйте навыки,полученные на занятиях: делайте упражнения гимнастики, пойте песенки,проговаривайте стихи, договаривайте сказки.

Очень важно не упустить драгоценное время. После трех с половиной-четырех лет может быть уже поздно. Дети с задержкой речевой функции хуже учатся в школе (у них страдает письмо и чтение), они хуже запоминают тексты и пересказывают их. Иногда проблемы речи, не решенные в детстве, накладывают отпечаток даже на профессиональную деятельность человека, мешают его карьере.

Если у вас в течение второго полугодия возникнут вопросы, обращайтесь к воспитателям и специалистам. Мы постараемся вам помочь. Спасибо.

 

 

«Я поведу тебя в музей…»


Октябрьским погожим днем мы, воспитатели и дети подготовительной к школе группы детского сада №16 «Малышок», идем на экскурсию в Выставочный центр Серпухова.
Мы-частые гости центра. Наш детский сад расположен недалеко и мы, дружно, парами, за воспитателями с флажками, идем по улице Советской. Проходим площадь Владимира Храброго, минуем Дворец культуры «Россия» и…Мы на месте.
Работники центра, как всегда, улыбчивы и радушны. Дети, притихшие от предвкушения чудесных открытий…
Экскурсию в постоянной экспозиции «Мир русской деревни» проводит для нас мастерица, собирательница и хранительница русских народных традиций – Федорова Татьяна Александровна.
Татьяна Александровна – человек уникальный. Много лет занимается она изучением русского народного быта, праздников, обычаев, изделий русских народных промыслов, тряпичными куклами. С еелегкой руки и чудесных мастер-классов «заболела» я традиционной тряпичной куклой. И сейчас стараюсь не пропускать ни одной встречи в ее «светелке-рукодельнице».
Но вернемся к экскурсии. С добрым словом, одетая в русский костюм, в фартуке, как настоящая хозяйка, встречает нас Татьяна Александровна.
И входят дети в настоящую русскую избу, с большим столом посередине, с печью в «кутном» углу, с лавками под полатями, с большим сундуком на «бабьей» стороне дома.
Макет избы изготовлен в соответствии с канонами народного зодчества позапрошлого столетья, из плотного, круглого, соснового теса, с паклею по щелям, с иконой Казанско Богородицы в «красном» углу…
Дети располагаются на лавках – мальчики справа от образа, по правую руку, на «мужской» стороне избы, где всегда сидел глава семьи за каким-нибудь делом, попутно обучая и своих сыновей. Девочки – по левую сторону от иконы, рядом с колыбелью, сундуком, печью и «хозяюшкиными помощницами» - прялкой, ухватом, коромыслом, утюгом, самоваром, рукомойником… Там же, на полках, сидят и куклы…
И светло в избе, и уютно, и весело, хоть и нет в ней интернета и телевизора. Нет и электричества, а освещается она светом лучинки, да искорками любопытных, озорных ребячьих глаз.
А хозяйка ведет уж рассказ – про то, какой лес заготавливали для строительства, как строили всем миром, как помогали новоселам.
Не только рассказывает она, но и спрашивает, заставляя детей задуматься – окуда же воду брали люди, как, где, чем нагревали. И призадумаются дети…. И вдруг вспомнят о печи: «А угольки на что?»
И поведет свой рассказ хозяйка дальше, про печку-«матушку», печь-«кормилицу», расскажет ребятам, как топили печку по-черному, как весь дым валил в горницу, коптил стены, уходил из маленьких окошек. Каким почетом пользовались печники на деревне, какими тонкими мастерами они были, как умели «разговаривать» с печью, чтоб не уходило драгоценное тепло, не губил домочадцев опасный угар.
В печи и готовили, и мылись, и лечились. Еще до того, как люди научились строить бани, залезали они в протопленную печку, долго хранившую тепло: сначала отец, затем сыновья, потом женская половина семейства. А если родится вдруг в семье слабый ребенок, то бабка-повитуха его отогревала в печи -«выпечивала», т.е. выхаживала младенца.
Не менее интересен рассказ о плетении обуви из лыка, изделий из бересты, об изготовлении бочонков и кадок двумя способами – из цельного куска дерева или из отдельных пластинок, скрепленных обручем.
Главная помощница в девичьей светелке – прялка. Жужжит колесо прялки, тянется ниточка меж пальцев и на веретено неспешно наматывается… И песня у рукодельницы такая же плавная, неспешная…Так неторопливо проходили зимние вечера в светелках!
А сколько же дел у хозяюшки. И требуют они и силы, и сноровки. С раннего утра первая встает хозяйка, далеко засветло. Пойдет сначала скотинке корма даст, коровушку подоит, на выгул выгонит. Печь затопит.
Наступает пора будить домашних. Принесет из колодца воды, поставит самовар, соберет на стол. Проводит всех хозяйка – кого на службу, кого в школу. Останутся дома лишь совсем малые, да старики.
А хозяйке белье стирать, коровушку из стада встречать, хлеб печь… Как со всем управиться? Вот и просит хозяйка помощницу свою – куклу «Десятиручку»: «Помоги, куколка. Не десять рук у меня, а всего лишь две!»
Чтобы дети малые не плакали, мамку от дел домашних не отвлекали, смастерит она им куколку – «Зайчика на пальчик». И забава, и развитие – пусть пальчики ловкими станут, к будущей работе способными.
Не спит дитятко – мамка скатает лоскуток, смастерит куклу «Бессонницу», положит в колыбельку и скажет тихонько: «Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой». И пустышкой, и игрушкой станет эта куколка ребенку.
Дети постарше получают от мамы и бабушки куклу-столбушку, играя с которой, развивают и речь, и моторику, и ценные, важные в будущем материнские чувства. Подрастут девочки, сами смастерят куколку «на выхвалку», покажут, какие они рукодельницы и будут допущены к девичьим посиделкам.
А хозяйке пора за обед приниматься. Что на столе в избе? Дети единодушны: «Каша!»
Если в избе мало зерна, нечем хозяйке кормить детей, голодный выдался год, выставит она куклу-зернушку на окошко, говоря этим: «Голодно в избе. Помогите, православные, чем сможете».
Много работали люди, но и отдыхать умели. Подготовка к праздникам в деревне начиналась загодя, с отмывки стен от копоти, стирки праздничной одежды, изготовления обрядовых кукол.
Так, на Параскеву-пятницу – заступницу бабьей доли – делали куклу Параскеву и говорили ей: «Матушка Парасковея, пошли женишка поскорее!»
Наколяды изготавливали куклу Козу и подкидывали заседевшимся в холостяках, разборчивым молодцам.
На Масленницу, самый шумный, веселый, раздольный на Руси праздник, из соломы на шесте делали куклу, одевали в женский костюм и возили в санях по улицам. А под конец масленичной недели куклу-Масленницу в каких-то деревнях сжигали, а в каких-то выносили за околицу и с песнями и смехом разрывали в клочки. Подошла к концу встреча с удивительным и таинственным миром русской деревни. Таким далеким он был, но под рассказы мастера, под прикосновения к предметам быта, под напевную. Тихую песню и свет лучины стал он ближе, понятнее. Встреча с прошлым подарила детям новые впечатления, полезные знания, а самое главное – разбудила в детском сердце чувство гордости, любви и сопричастности к великим делам великого народа России.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Главный интернет портал регионов России Официальный интернет-портал правовой информации
Яндекс.Метрика
© 2011-2017
Адрес:

Телефон:
Карта сайта